Камины. История стилей.

Камин в замке Блуа  (департамент Луар и Шер, Франция)

Огонь со времен первобытно-общинной эпохи играет немаловажное значение в развитии человечества. Уже в те далекие времена он превратился не только в средство обогрева жилища, но и стал полноценным орудием труда. С помощью огня приготавливали пищу, изготавливали разнообразные изделия, увеличивали посевные площади методом подсечно-огневого земледелия. Культ огня приобретает популярность и так, или иначе, находит свое отображение в древнейших религиозных течениях.

 

 

 

 

Древнегреческая мифология оставила много упоминаний о важности огня для человека (например: миф о Прометее). Центром жилища у древних народов был очаг, вокруг которого собирались семейные обеды, совершались обряды. Позднее древние научились сооружать печи и камины, которые, изначально, не выделялись особым декорированием, однако были чрезвычайно практичны. В период Римской империи камины становятся не просто средством для обогрева, но и предметом декора. Их встраивали в каменные стены, а фронтальную, выступающую часть украшали разнообразной лепкой. Для обогрева нескольких помещений проводились специальные каналы, по которым горячий воздух подавался в помещения. Несколько позднее камины усовершенствовались дымовыми трубами из кирпича, которые в значительной мере обезопасили дома от возгорания.

В целом эпоха античности характеризуется применением множества идей для украшения каминов и развитию их практической стороны. Во времена раннего средневековья декор уходит на второй план. Камины теряют свое великолепие, и порой уступают античным в качестве. В средневековых замках, особенно в северной Европе и на Британских островах, можно было встретить камины огромных размеров, на которых можно было зажарить целое крупное животное.

В эпоху Возрождения культура декорирования каминов получает свое второе рождение, а в Новое время расцветает пышным цветом. Следует заметить что за исключением периода раннего средневековья, качество каминов во все времена было высоким, особенно это касается домов знати и аристократии.

Стили каминов

Стиль "Рустик" репрезентует наиболее распространенный в эпоху средневековья метод строительства каминов. Эта форма камина создавалась из примитивных натуральных материалов - грубо обработанного натурального камня и дерева. Декорирование была крайне бедным. В наше время камины в стиле "рустик" более презентабельны в плане дизайнерского оформления.

Эпоха Ренессанса, возвратившая Европе культ красоты души и тела, не обошла своим влиянием и домашний очаг. Камин становятся не просто средством отопления жилища, но и своеобразным мерилом знатности, богатства, и культуры его владельцев. Италия первой вводит моду на богатое и разнообразное украшение каминов из мрамора, в которых присутствует геральдика рода. Со времен Возрождения камины прочно входят в число обязательных элементов в декорировании интерьеров. Скульпторы, архитекторы, и художники соревнуются в оригинальности идей украшения камина. Со временем образуются целые направления и стили в декорировании каминов.

Камины южной и северной Европы имели свои отличительные особенности. В южно-европейских странах, где не стоял так остро вопрос об отоплении дома, очень много внимания уделялось украшению камина. Скульпторы и архитекторы применяли резьбу по мрамору, облицовывали камины изразцами, и др. Холодная Северная Европа не озадачивалась вопросом красоты камина, стиль отделки здесь был несколько строже.

Стиль "Барокко". Этот генеральный стиль середины 17 ст. представлял собой всю роскошь и помпезность эпохи абсолютизма. Камины этого времени украшаются итальянской мозаикой, рельефами и лепниной. Форма каминов теряет свою строгую прямолинейность. Декоры в основном изображают птиц и других животных, растений. Задняя стенка украшается декоративной металлической панелью. Для отделки каминов используется мрамор с бронзой и позолотой.

Стиль "Рококо". Первая половина 18 ст. характеризуется сменой направлений культуры. Напыщенный барокко уходит в тень и на его место вступает более грациозный стиль Рококо. Размеры каминов уменьшаются, а декорирование становится несколько сдержаннее. В этот период популярны линейные орнаменты и узорчатые барельефы.

Художественный стиль классицизма конкурирует с Рококо. Для него характерны строгие пропорции, четкость линий, и монументализм античности. Роль законодателя мод в декорировании каминов в стиле классицизм достается Англии. Камин в английском стиле - это сдержанность, элегантность, и незатейливость в отделке. Зачастую английские камины занимали все пространство от потолка до пола, отделанные натуральным камнем. Портал отличался прямотой линий.

В период правления Наполеона Бонапарта появляется мода на новый стиль "Ампир". Который совместил в себе черты английского строго стиля и барочной помпезности. Стиль зародился во Франции, и стал своеобразным отголоском ее побед на европейских полях сражений, и величия Франции первого десятилетия 19 ст. Образцом для подражания стала культура Римской империи эпохи расцвета. Камины украшаются орнаментами с оружием, лавровыми венками, сценами сражений.

Середина и вторая половина 19 столетия характеризуется некоторым остыванием чувств, их умиротворением. В творчество возвращаются народные пасторальные мотивы, мысли о природе, и спокойной жизни. Воплощением деревенского спокойствия и близости к природе стал стиль "кантри", имевший своих почитателей по всей Европе. Камины в этом стиле строятся из простого кирпича, украшаются незамысловатыми изразцами, а дымоход, выступающий из стены, маскируется кожаными чехлами.

Конец 19-нач. 20 ст. ознаменовался ломкой традиционных ценностей и формированием нового эклектичного стиля, в котором происходит совмещение всех ранее имевших место стилей, а также применение в декорировании восточных орнаментов - японской, китайской, арабской. В строительстве и отделке каминов кроме традиционных (натуральный камень) применяются новые материалы - бетон, керамика, и др.

Во второй половине 20 столетия с новой силой показало себя деревенское направление. Стиль "Шале", воплотивший в себе мечты о спокойном, отдаленном домике в горах, отличался возвращением к натуральным материалам в отделке каминов, задействованию "дикого" камня, имеющего первозданный вид, применению терракотовой керамической плитки. В рамках этого стиля предполагалось использование в облицовке каминов и отделке окружающего интерьера одного и того же камня, что придавало интерьеру характер гармоничной законченности.

Ознакомится с каталогом каминов от компании Мелодия мрамора можно здесь - http://melodymramor.com.ua/izdeliya/kamini-bravo.html